Мышление и речь
Автор: Лев Выготский

Лев Выготский (1896 – 1934)
Выдающийся психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии; профессор; член Русского психоаналитического общества.
«Мышление и речь» – работа, ставшая классикой отечественной психологии. Сам автор, основатель культурно-исторической теории Лев Семенович Выготский, охарактеризовал ее как «психологическое исследование одного из труднейших, запутаннейших и сложнейших вопросов экспериментальной психологии, - вопроса о связи мышления и речи».
Он обосновал новизну и революционность своей работы в следующих моментах:
- экспериментальное установление того факта, что значения слов развиваются в детском возрасте, и определение основных ступеней в их развитии;
- раскрытие своеобразного пути развития научных понятий ребенка по сравнению с его спонтанными понятиями и выяснение основных законов этого развития;
- раскрытие психологической природы письменной речи как самостоятельной функции речи и ее отношения к мышлению;
- экспериментальное раскрытие психологической природы внутренней речи и ее отношения к мышлению.
«Начиная с древности, происходит отождествление мышления и речи через психологическое языкознание, объявившее, что мысль – это «речь минус звук», и вплоть до современных американских психологов и рефлексологов, рассматривающих мысль как «заторможенный рефлекс, не выявленный в своей двигательной части», проходит единую линию развития одной и той же идеи, отождествляющей мышление и речь»
«Дело тут не в недостатке соответствующих слов и звуков, а в недостатке соответствующих понятий и обобщений, без которых понимание невозможно. Как говорит Л. Н. Толстой, почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления»